О Спиральной Динамике > Знакомьтесь − Доктор Грейвз
В основе программ NVCC по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ® лежат теории, модели и труд Д-ра Грейвза. Следующие слова, принадлежащие Д-ру Грейвзу, сжато выражают наш подход: «Психология зрелого человека является эмерджентным, колебательным, спиралеобразным процессом раскрытия, который характеризуется прогрессивной субординацией более старых систем более низкого порядка более новым системам более высокого порядка по мере того, как изменяются экзистенциальные проблемы человека».
Клэр У. Грейвз, Доктор философии, был проницательным мыслителем-провидцем, начавшим в 1950-е годы закладывать основы теории, лежащей основе практической модели – Спиральной Динамики.
Д-р Грейвз родился в 1914 году в городе Нью Ричмонд, штат Индиана, и умер в 1986 году. В 1940 году он закончил Юнион Колледж (Union College) в г. Шенектади, штат Нью-Йорк, а в 1940 году получил степень Магистра и Доктора философии по психологии в Вестерн Резерв Университете (Western Reserve University), штат Кливленд. Там он и преподавал, пока в 1948 году не перешёл на работу в Юнион Колледж.
Д-р Грейвз был специалистом в области теорий личности и их практического применения. Он работал в медицинских учреждениях, а также стремился применять психологические принципы для решения проблем промышленности, медицины, социального развития. В своём учении и исследованиях он столкнулся с простым, но фундаментальным вопросом: «Какая теория может точно и адекватно описать развитие человеческой природы»?
Психологи вели поиски своих собственных версий единой теории со времён прорыва, совершённого Эйнштейном в физике относительности. Чтобы примирить полезные, но противоречивые теории Маслоу, Фрейда, Юнга, Скиннера, Роджерса, Пиаже и многих-многих других, а также чтобы изучить и объяснить суть человеческой природы такой, какою она есть и какой может быть, Д-р Грейвз начал свои исследования, длившиеся 30 лет. Вместо того, чтобы просто излагать новыми словами уже существующие психологические конструкты или вмешиваться со своими идеями в спор между конфликтующими теориями, претендующими на право обладания истиной, Д-р Грейвз начал искать более глубокие основания, скрывающиеся под изменчивыми взглядами на человеческую природу. В этих поисках он обратился не только к психологии, но и к антропологии, социологии, нейробиологии, философии и искусству.
Объединив разобщённые и конкурирующие между собой дисциплины в интегративных рамках теории систем, а также включив в них свои изящные исследования, Д-р Грейвз обнаружил удивительную закономерность. Он одним из первых подошёл к психологическому развитию с точки зрения, как он сам её назвал, «био-психо-социальных систем». Он пришел к заключению, что внешние условия жизни (экзистенциальные проблемы) активируют психологически конгруэнтные внутренние нейробиологические механизмы (возможности ума), что ведёт к возникновению определённого «уровня психологического существования» – или мировоззрения, или оценочной системы. Так как каждый уровень существования – это скрытое, сложное взаимодействие и врождённого, и приобретённого, старый спор в духе «или-или» стал выглядеть, по сути, надуманным. Личность и поведение – это «и-и», а не «или-или».
Д-р Грейвз разработал всеобъемлющую модель био-психо-социального развития взрослых систем, или «теорию эмерджентных циклических уровней существования», а также её практические приложения. Его теория предполагает, что индивидуальное или коллективное сознание может находиться где-то в, между или среди этих разных уровней существования, которые являются не разными типами людей, а разными способами мыслить какую-либо вещь. Теория Грейвза вызвала к себе широкий интерес после публикации в 1966 году в «Гарвард бизнес ревю» его работы о менеджменте, после чего в газетах и журналах последовали новые статьи Д-ра Грейвза. В конце 1970-х работа всей его жизни прервалась из-за проблем со здоровьем.
Изначально книга «Спиральная Динамика» была в значительной степени упрощением и популяризацией теории Д-ра Грейвза, согласно которой человеческое поведение можно разложить на многочисленные паттерны, или уровни существования, с характерными для каждого уровня подходами к управлению, образованию, развитию и социальным вопросам. Названная сначала Теорией Систем Ценностей и Копинг-системами, эта концепция оказалась очень полезной там, где приходится иметь дело с разнообразием и человеческим фактором. Несмотря на то, что некоторые специалисты-практики ушли в спиритуализм и другие области, мы по-прежнему убеждены в том, что оригинальная концепция имеет огромный потенциал, всё ещё нераскрытый и неиспользованный.
Теория Д-ра Грейвза уходит своими корнями в Общую теорию систем и психологию развития. Её внимание сосредоточено на вариациях «зрелой, взрослой личности в действии» со всеми её определениями, превращениями, позитивными и негативными особенностями. Подчёркивая совместную роль биологических/генетических, психологических и социокультурных факторов в возникновении уровней бытия, переживаемых отдельными индивидуумами и группами, теория Грейвза интегрирует знания из многих дисциплин в единое целое.
В далёком 1976 году канадский журнал «Маклинз Мэгезин» назвал работу Грейвза «теорией, которая объясняет всё». И хотя самому Д-ру Грейвзу такое претенциозное предположение показалось забавным, его работа действительно помогает ответить на сложные вопросы, которыми до сих пор задаются психологи, социологи, врачи, менеджеры, преподаватели, политики и другие, вместе с тем бросая им всем новые интеллектуальные вызовы.
Посетите clarewgraves.com, чтобы узнать больше о Д-ре Грейвзе из его собственных работ. |