О Спиральной Динамике > Обзор


Программы NVCC по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ®предлагают различные способы мыслить человеческую природу. Наша цель – улучшить жизнь отдельных людей, групп и даже сообществ через углубление понимания того, почему мы поступаем так, как поступаем, а затем – через расширение наших представлений о возможных вариантах своего поведения в будущем.

Данная система взглядов основывается на оригинальных исследованиях и теории учёного-эволюциониста, Д-ра Клэра У. Грейвза, изучавшего развитие человека. Она рассматривает то, что делает нас и разными, и похожими на уровнях более глубоких, чем демография возраста или пола, экономика, этническая или расовая принадлежность. Такое глубинное понимание позволяет создавать системы образования, бизнеса и управления, наилучшим образом подходящие конкретным людям, и помогает разным людям находить контекст, наиболее соответствующий их наклонностям. Кроме того, оно предлагает видение траектории изменений – как прогрессивных, так и регрессивных, происходящих в нас, когда мы ищем в своей жизни согласованности и сообразности.

Спиральная + Динамика
Бренд «Спиральная Динамика» предназначен для обозначения циклической, расширяющейся природы интерактивного эмерджентного процесса, проиллюстрированного на многих диаграммах Д-ра Грейвза, а также активных побудительных сил, ведущих к трансформационным изменениям. Таким образом, мы описываем спираль динамично раскрывающихся систем, которые могут быть задействованы людьми в их жизни.

В то время как спиральный компонент представляет собой карту, динамика – это энергия, побуждающая нас по ней двигаться. Такая спирально раскручивающаяся динамика является результатом (а) нашего опыта пребывания в этом мире, взаимодействующего с (б) удивительным человеческим мозгом. Итогом такого взаимодействия является ряд распознаваемых систем, позволяющих нам справляться с окружающим миром – таким, каким он нам видится. Спиральная модель особенно полезна, когда речь идёт о таком индивидуальном восприятии мира, так как она описывает различные системы, сортирующие наши наблюдения, и форму логически последовательных мировоззрений, этими системами порождаемых.

Двигаясь вдоль спирали, программы по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ® высвечивают появление в жизненном уравнении новых факторов и нашу способность инкорпорировать иные способы знания. Мы даём подробное представление о разных способах поведения, которые конгруэнтны меняющимся взглядам на существование, и которые люди, функционирующие на соответствующих уровнях, считают уместными и целесообразными.

Будучи в некоторых отношениях расширяющейся последовательностью, это всё же не иерархия мудрости или достоинств, или даже умственных способностей, и уж тем более не счастья и собственной значимости. Это, скорее, последовательный ряд различных способов определения приоритетов  и структурирования вещей по мере того, как решения одного набора проблем создают новые проблемы, для решения которых, в свою очередь, опять понадобятся новые способы мышления. Сначала − конгруэнтность, а затем, если это необходимо или возможно − рост. При движении от системы к системе наблюдается рост когнитивной сложности, но не умственных способностей. На разных уровнях различные умственные способности ценятся по-разному, точно так же как каждому уровню присуще своё специфическое понимание духовного, социального и наиболее существенного.

В долгосрочной перспективе более высокие уровни «лучше», чем более низкие уровни в той мере, в какой они предлагают больше степеней свободы и учитывают  большее количество элементов. Однако качественным ключом к пониманию этой точки зрения является целесообразность – такое использование мозга, при котором происходит его конструктивная адаптация к наличным реальностям, и сохраняется открытость и готовность иметь дело с миром, который появится в будущем.

Междисциплинарный подход
В программах NVCC по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ® мы описываем то, что Д-р Грейвз назвал био-психо-социальными системами, располагающимися вдоль континуума, формируемого расширяющейся спиралью. Термин «био-психо-социальный» отражает убеждённость Грейвза в важности междисциплинарного, многомерного подхода к пониманию природы человека:

  • «Био» соотносится с неврологией, химической жизненной энергией, нашей организменной частью
  • «Психо» обозначает изменяющиеся элементы личности и жизненного опыта, наш темперамент, самоощущение, отношение к другим
  • «Социальный» указывает на коллективную энергию в групповой динамике и культуру, так как межличностное пространство влияет на поведение человека в коллективах, начиная с маленьких групп и семей и заканчивая корпорациями и целыми обществами
  • Под «системой» подразумевается взаимозависимость и действия/реакции по отношению друг к другу этих трёх факторов в когерентном целом в соответствии с принципами, изложенными в Общей теории систем и других подходах к пониманию того, как всё функционирует и взаимодействует

Духовные аспекты
Все четыре элемента объединяются на грейвзовых уровнях в рамках подхода, преподаваемого на тренингах по СД Уровней 1 и 2. Некоторые сторонники данной теории считают целесообразным добавить сюда термин «духовный», в результате чего получаем «био-психо-социо-духовные системы». С этой точки зрения духовность рассматривается как отдельный аспект природы человека, не интегрированный в остальные, или даже выходящий за их пределы.

Мы считаем, что «спиральные» уровни объясняют то, почему существуют различные взгляды на религию и духовность, различные подходы к их выражению, почему в разных духовных движениях возникают как конфликты, так и совпадения. Как нам представляется, био-психо-социальный системный подход достаточно всеобъемлющ и даёт возможность тем, кто интересуется духовностью и религией, по-новому взглянуть на метафизическое и на то, как люди его мыслят.

Мы считаем, что «спиральные» уровни объясняют то, почему существуют различные взгляды на религию и духовность, различные подходы к их выражению, почему в разных духовных движениях возникают как конфликты, так и совпадения. Как нам представляется, био-психо-социальный системный подход достаточно всеобъемлющ и даёт возможность тем, кто интересуется духовностью и религией, по-новому взглянуть на метафизическое и на то, как люди его мыслят.

Эволюция сознания
«Спиральная» модель не находит убедительных доказательств наличия корреляции с интеллектом, как он описан в IQ моделях, – более высокие уровни не являются более умными, чем более низкие, и наоборот. Тем не менее, она лучше соотносится с моделями множественного интеллекта (такими, как подход Ховарда Гарднера), так как различные типы интеллекта предполагают различия в приоритетах. Переменные, связанные с темпераментом, также не совсем вписываются в «спиральную» модель. Хотя и существует определённая корреляция с такими факторами, как ригидность, авторитарность и контроль над побуждениями, некоторые из них находятся в линейной зависимости, а некоторые, похоже, нарастают и ослабевают в разных системах. Мы предполагаем рост когнитивной сложности, однако это не делает человека лучше или хуже.

Иными словами, данная иерархия скорее количественная, чем качественная, хотя больше не всегда значит лучше. Мы описываем различия в способах мыслить, а не в том, какой способ мыслить ценнее; ключевыми понятиями являются конгруэнтность с наличной реальностью и целесообразность. Таким образом, эта иерархия отражает разнообразие мировоззрений и концепций того, что такое жизнь, но не считает какие-либо из них идеальными. Она описывает разнообразие способов мышления, поведения и концептуализации, а не ценность или достоинства человека.

Итак, хотя люди, двигаясь через уровни, не становятся умнее или лучше, их концептуальная панорама и репертуар поведения, уместного в той или иной ситуации, всё же становятся шире. Поэтому общее развитие человеческой природы направляется вверх по спирали по мере того, как усложняется наш мир. Люди не обязательно достигают более высоких уровней «сознания» в метафизическом смысле поп-духовности, но они становятся более чувствительными к более сложным факторам существования. И они вполне могут начать по-новому и шире мыслить «сознание», тем самым меняя свои взгляды на материальное и нематериальное.

Таким образом, причины того, почему люди ведут себя так или иначе, как и само поведение, меняются. Однако всё это не делает людей счастливее или несчастнее, мудрее или глупее, добрее или грубее, уравновешеннее или удручённее. Просто увеличивается степень поведенческой свободы и появляется новое ощущение того, что такое жизнь.

Контейнеры, а не контенты
На протяжении долгого времени концепция Грейвза называлась «Теорией систем ценностей». Это название стало причиной путаницы, так как большинство людей имеют своё чёткое представление о ценностях. А если в понятие «ценности» вложить ещё какое-нибудь слово, например «мораль», то поле сужается ещё больше. «Спиральная» модель не ведёт речь о моральных и этических стандартах; она объясняет происхождение подобных решений и то, как они принимаются. В центре её внимания находится вопрос о том, почему люди принимают определённые ценности, а не о том, что эти ценности собой представляют. Это глубинный, системный взгляд на процесс оценивания, а не описание набора ценностей, исповедуемых разными индивидами, группами или обществами, поскольку люди, мыслящие схожим образом, могут верить в разные вещи, и у людей могут полностью совпасть взгляды на одну и ту же вещь, несмотря на огромные различия в том, кем они сами являются.

Таким образом, ценности, моральные принципы, стандарты, убеждения и приоритеты можно рассматривать как контенты, т.е. содержимое (по определению Ричарда Докинса, Сюзан Блэкмор и др. – «мемы»), а уровни Грейвза – как контейнеры для них (в книге о Спиральной Динамике – цМЕМЫ, т.е. системы ценностей как аттракторы мемов). Контейнеры в чём-то ограничивают свои контенты: не всё, что попадает в контейнер, ему подходит или в нём остаётся. С другой стороны, опредёленные мемы влияют на характеристики контейнеров и не могут быть втиснуты куда угодно. Бумажный стаканчик — плохой сосуд для гелия и ещё хуже — для расплавленной стали.

«Спиральная» модель описывает восемь основных теоретических контейнеров, обнаруженных на сегодняшний день. Они могут вмещать самые разнообразные контенты. Вопрос в том, как они их вмещают и как взаимодействуют с ними? Как мыслит ту или иную вещь человек, использующий тот или иной контейнер? Какое влияние оказывает содержимое на контейнер, в который оно помещено? Если он изменяется, что дальше?

Две взаимодействующие силы
Системы, описанные в тренингах по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ® Уровней 1 и 2, возникают на основе взаимодействия двух элементов:

  • Условий жизни, с которыми сталкивается человек или группа людей
  • Мозговых/умственных возможностей и способностей, позволяющих справиться с этими условиями

В своей терминологии для обозначения условий жизни, воплощающих определённые экзистенциальные проблемы и представления о том, что такое «реальный» мир, Д-р Грейвз использовал буквы алфавита, начиная с А. Буквами от N и далее он обозначил мозговые/умственные возможности — нейробиологическое оснащение и типы мышления, необходимые для того, чтобы распознавать такую реальность и справляться с ней. Вместе условия жизни + умственные способности формируют уровень психологического существования − в терминологии Грейвза, или же цМЕМ — на языке «спирали».

Идея о двух взаимодействующих силах является центральной в теории Д-ра Грейвза и лежит в основании программ по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ®. Иными словами, мы, такие, какие мы есть, формируемся как генетической предрасположенностью и нейронными системами, так и опытом пребывания живыми и сознательными. Использование буквенных пар, а не цветов или чисел, особо подчёркивает идею двойной спирали и выделяет эту модель среди многих других, которые полагаются только лишь на типологии и черты личности, или которые не признают наличие взаимодействия энвиронментально-социальных факторов с неврологическими системами.

Обычно человек не заперт на одном уровне. Буквы в парах могут смещаться по отношению друг к другу и, до некоторой степени, быть смещены условиями. Например, возможна ситуация, когда кто-то живёт в мире уровня Е, но для решения экзистенциальных проблем имеет доступ лишь к средствам Q; или кто-то имеет мышление F, а находится в водовороте Р. На работе или в учёбе мы или слишком напряжены, или изнываем от скуки из-за подобных несоответствий.

Возьмите, к примеру, государственного чиновника былых времён, привыкшего действовать по указке сверху и оказавшегося внезапно в частном агентстве, имеющем многочисленные внешние партнёрские связи и вынужденном доказывать свою финансово-экономическую состоятельность в конкурентной среде. Такому индивиду мир временами будет казаться непостижимым. Некоторые вещи более сложного уровня просто не будут «регистрироваться» в его сознании, а совладание (англ. coping) таким миром может вызвать стресс — либо вообще оказаться невозможным. Или представьте себе приход в компанию сметливого и творческого работника, горящего желанием воплотить новые идеи, но попавшего в культуру, где ценятся послушание, пунктуальность, распорядок, и где не приветствуется, когда кто-то начинает вздымать волны. Взаимная ориентация и соответствие букв имеют значение.

  УСЛОВИЯ ЖИЗНИ/
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
    КОПИНГ-ВОЗМОЖНОСТИ
МОЗГА/УМА
A Природное состояние, биологические потребности и побуждения; физические ощущения диктуют состояние бытия.

БЕЖЕВЫЙ

N Инстинктивный: управляется природными инстинктами и рефлексами; автоматическое существование.
B Полный угроз, загадочных сил и духов, которых нужно умилостивить и умиротворить.

ФИОЛЕТОВЫЙ

O Анимистический: согласно традициям или ритуалам группы; племенной; анимистический.
C Подобный джунглям, где грубый и сильный доминирует, а слабый прислуживает; природа — враг, которого нужно победить.

КРАСНЫЙ

P Эгоцентрический: самоутверждение ради доминирования, завоевания и власти; эксплуатирующий; эгоцентрический.
D Контролируется Высшей Силой, которая наказывает зло и в конце вознаграждает за добрые дела и благочестивую жизнь.

СИНИЙ

Q Абсолютистский: послушно выполняющий правила и указания более высокого авторитета; приспосабливающийся; чувство вины.
E Полный ресурсов для развития, улучшения и достижения процветания.

ОРАНЖЕВЫЙ

R Мультиплистический:
 прагматично добиваться результатов и продвигаться вперёд; проверять различные возможности; маневренность и манипулирование.
F Среда обитания, в которой человечество может найти любовь и цель, объединяясь и делясь.

ЗЕЛЁНЫЙ

S Релятивистский: отвечать на человеческие потребности; аффилиативный; ситуативный; стремящийся достичь консенсуса; подвижный, изменчивый.
G Хаотичный организм, где изменение является нормой, а неопределённость – приемлемым состоянием бытия.

ЖЁЛТЫЙ

T Системный: функциональный; интегративный; взаимозависимый; экзистенциальный; гибкий; вопрошающий; принимающий.
H Тонко сбалансированная система взаимосвязанных сил, подвергающаяся опасности, исходящей от самого человека; хаордический.1

БИРЮЗОВЫЙ

U Холистичный: эмпирический; трансперсональный; коллективное сознание; сотрудничающий; взаимосвязанный.
I Слишком рано судить, но должна соблюдаться тенденция к «я»-ориентации, контролированию, консолидации, если закономерность сохранится.

КОРАЛЛОВЫЙ

V Неврологические возможности следующего уровня. Теория – незамкнутая, допускающая изменения в пределах возможностей мозга Homo sapiens.

Данная теория – незамкнутая, допускающая возможность дальнейшего образования новых систем…

1 От англ. chaordic (о системе, организации, естественном процессе) – соединяющий в себе как элементы хаоса, так и порядка. Этимология: сочетание CHAOTIC (хаотический)+ORDER (порядок).

(GT, HU, и IV также обозначаются как A'N', B'O', C'P', и т.д.
Дополнительная информация в «ЧЗВ».)

Цветное обозначение систем
В книге «Спиральной Динамика» использовались цвета – бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый и бирюзовый (следующим должен быть коралловый) – соответствующие буквенным комбинациям – AN, BO, CP, DQ, ER, FS, GT, HU, IV. Эти цвета представляют собой метафору и символический код для упрощения обсуждения, так как они уходят от явной иерархии – тяжело сказать, лучше Зелёный или Синий. Они умышлено не были соотнесены с чакрами или другими цветовыми схемами. Фактически, эти цвета были предложены только как графический элемент для того, чтобы сделать учебный материал более привлекательным. Некоторые люди, которых удовлетворяет простая форма изложения, используют их в качестве основных дескрипторов. Сам Д-р Грейвз для обозначения систем использовал почти исключительно буквенные пары, хотя иногда он также использовал и цифры.

Вы можете рассматривать цвета как отображение того, что люди ищут в жизни в каждом из миров по мере того, как новые системы возникают из своих предшественниц.

  • Бежевый (AN). Выживание; удовлетворение биогенных потребностей; размножение; удовлетворение инстинктивных побуждений.
  • Фиолетовый (BO). Умиротворение царства духов; почитание предков; защита от злых сил; семейные узы.
  • Красный (CP). Сила/действие; самоутверждение для доминирования над другими; контроль; чувственные удовольствия.
  • Синий (DQ). Стабильность/порядок; послушание ради вознаграждения потом; смысл; цель; определённость.
  • Оранжевый (ER). Возможности/успех; конкуренция ради достижения результата; влияние; независимость.
  • Зелёный (FS). Гармония/любовь; объединение ради взаимного роста и развития; осознанность; аффилиация.
  • Жёлтый (GT). Независимость/самоуважение; «вписывание» в живую систему; понимание; хорошие вопросы.
  • Бирюзовый (HU). Мировое сообщество/сила жизни; сохранение жизни на Земле; сознание.

Цвета символизируют «нодальные» состояния (от англ. nodal – узловой, центральный) – гипотетические пики в последовательности накладывающихся, волнообразных кривых. Между пиками существуют подсистемы, где способы мышления, представленные смежными цветами, сливаются. (В оригинальном грейвзовом языке для этого использовались пары из прописных и строчных букв.) Их можно представить как гирлянду праздничных лампочек. У каждой лампочки своя яркость. Они то горят ярче, то тускнеют по мере того, как условия изменяются. Иногда переход происходит осознанно, но чаще – нет.

Циклический аспект подхода Грейвза также отображён цветами. Вы уже могли заметить две цветовые гаммы – теплую и холодную, – которые чередуются между собой (см. выше). Группа тёплых цветов (бежевый, красный, оранжевый, жёлтый, и т.д.) описывает внутренний, "Я- ориентированный" локус контроля и способ жизни, центрованный на самовыражении и способности изменять внешний мир и овладевать им. Эти цвета имеют тенденцию к ориентации на изменения. Разные уровни отличаются тем, как происходит это самовыражение, и как организованы другие системы, на которых оно основывается.

Группа холодных цветов (фиолетовый, синий, зелёный, бирюзовый и т.д.) описывает внешний, "Мы-ориентированный" локус контроля и способ жизни, центральным смыслом которого является самопожертвование, способность обеспечить стабильность и прийти к согласию с внутренним миром. Эти цвета имеют тенденцию к ориентации на стабильность и акцентируют внимание на внешних якорях и авторитетах. Они также отличаются внутренне им при сущими формами коллективизма и системами самовыражения.

Спираль раскручивается между полюсами ряда индивидуалистических "Я" и ряда коллективных "Мы", вращаясь между холодными, групповыми системами самоотрицания и тёплыми, индивидуалистическими системами самовыражения. Как индивидуумы, большинство из нас представляют собой сочетание обеих групп, часто живя в переходных фазах и иногда стабилизируясь преимущественно в той или иной круппе цветов. Организации также являются смешанными, хотя и их культура часто имеет выраженный "холодный" или "тёплый" оттенки. На эти широкие колебания от индивидуализма к коллективизму и обратно важно обратить внимание, так как общества продвигаются во времени, и их культуры приспосабливаются к изменениям в условиях жизни окружающего мира.

Не типология
«Спиральная»/грейвзова модель – это не типология для разделения людей на семь или восемь застывших категорий; всё не так просто. Это способы мыслить какую-либо вещь, которые присутствуют в человеке в разных пропорциях, ослабевая и усиливаясь; это не ярлыки для разных типов людей. Мы входим в эти системы и их покидаем. Они могут сосуществовать в нас, хотя мы всё же склонны находить зону комфорта, в которой мы остаёмся до тех пор, пока условия остаются неизменными. Это объясняет то, почему «спиральная» модель является эмерджентной последовательностью, а не лестницей развития, ступени которой «привязаны» к возрасту. Движение или стагнация не являются обязательными; нет прогнозируемой временной шкалы, на которой обозначено, когда произойдут или не будут происходить изменения. Есть только вероятная последовательность, вдоль которой мы двигаемся вперёд или назад в поисках равновесия и согласованности с нашими мирами.

Итак, вопрос не в том, как обращаться с тем или иным «типом людей» или даже группой людей на данном уровне; вопрос в том, как обращаться с мышлением того или иного уровня, когда оно активируется специфическим образом в отдельном человеке. Хотя большинство из нас в определённой мере функционирует в сочетании и смешении этих цветов, один или два часто доминируют.

Повторяющиеся темы
Таблица, приведенная выше, иллюстрирует цвета и пары букв – AN, BO, CP, DQ, ER, FS, и GT, а также менее чёткую HU, потенциально возможную IV плюс новые, поскольку теория эта незамкнутая. В своих более поздних работах Грейвз утверждал, что человеческой природе свойственны шесть основных тем. (Другими теоретиками предложены похожие модели.) То есть, мы имеем дело не столько с континуумом из восьми или больше систем, сколько с шестью базовыми темами, которые повторяются. Этот аспект гипотезы Д-ра Грейвза, заманчивый, но пока что недоказанный, имеет много сторонников.

Начиная с индивидуального способа выживания, фазы сменяют друг друга, разрастаясь до широкого коллектива. В этой точке начинается новый цикл на более высоком уровне − индивидуализме в контексте, включающем все предыдущие системы. Таким образом, отрезок от AN до FS представляет собой первый пробег − первый ярус систем мышления. Грейвз назвал эти системы «прожиточными уровнями» (англ. subsistence levels), потому что они сосредоточены на относительно базовых человеческих потребностях. Первый повторный пробег − второй ярус − представлен теми же базовыми буквами со штрихом: A'N', B'O', и т.д.; Грейвз назвал их "бытийными уровнями" (англ. being levels), поскольку прожиточные нужды оказываются подчинёнными, включёнными в систему нужд, связанных с качеством бытия, когда проблемы первых шести уровней уже находятся под контролем. Штрихи подразумевают сходство с соответствующими базовыми системами, плюс дополнительный набор активированных нейронных возможностей. Всё это, конечно же, только гипотеза; как нам кажется на данный момент, промежуток между первым и вторым ярусами – переход, который Грейвз назвал "значительным скачком" – намного уже, чем о нём иногда говорят, если, конечно, он вообще существует.

Так что же такое СД?
Обучение СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ® Уровней 1 и 2, осуществляемое NVCC, даёт понимание того, кто мы есть на самом деле, какова человеческая природа, и как она изменяется. Модели, которые освещаются в наших курсах, помогают научиться различать несколько хорошо исследованных «уровней психологического существования», а затем предлагают способы более эффективного взаимодействия с людьми, центрированными на этих уровнях. Знакомя Вас с различными подходами к феномену человеческого разнообразия, основанными на том, как мы мыслим вещи и концептуализируем наши миры, наши программы по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ® помогают Вам расширить горизонты и диапазон своих умений. Наши программы − не религия, не доктрина и не догма, опирающаяся на веру. Мы учим практическому применению психологической модели, основанной на данных исследований, и ставим для себя цель – принести конструктивную, практическую пользу людям в их жизни. Если тренинги по СД Уровней 1и 2 смогут достичь этой цели − мы счастливы.

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА® является торговой маркой, принадлежащей NVCC.       © Авторское право NVC Консалтинг 2000-2006. Все права защищены.
О СД | СД в действии | О NVC Консалтинг | Обучение | Ресурсы | ЧВЗ | Информбюллетень