Часто задаваемые вопросы > Основы


Краткое введение в "Спиральную" модель и теорию Грейвза


Люди мыслят по-разному. У брата и сестры, мужа и жены, менеджера и рядового работника, корпорации и компании-клиента могут быть очень разные мировоззрения и ценности. Сотрудники, работающие за соседними рабочими столами, или семьи, живущие на одной лестничной площадке, иногда, кажется, находятся далеко друг от друга. Коллеги в одной и той же организации имеют очень широкий диапазон представлений о стратегии, миссии и целях. Часто страны, делящие между собой одну планету, но имеющие каждая свою политику, кажется, находятся в совершенно разных мирах. Почему?

Программы NVC Консалтинг по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ® – это способ осмысления подобного рода сложностей человеческого существования, привносящий определённую долю порядка и предсказуемости в кажущийся хаос дел человеческих. Она служит концептуальной основой для понимания эволюции мировоззрений и рабочей платформой, на которой можно стоять, анализируя ситуации и планируя наиболее подходящие действия. Иногда именуемая теорией уровней психологического существования, эта работа описывает общий паттерн человеческих различий и траекторию изменений. Она отвечает на вопросы о том, почему у нас всех свои уникальные взгляды на жизнь, и как могут разниться наши собственные ощущения того, на что похож «реальный мир». Более того, СД предлагает конкретные инструменты для осуществления коммуникации, управления, организации и обучения/учёбы, учитывающие то, кем люди являются сейчас и кем станут в будущем.

Основанная на оригинальных исследованиях и теории Доктора Клэра Грейвза, данная точка зрения описывает то, как возникают и как текут волны сознания сквозь отдельных людей и группы, расширяя их мышление и концептуальное пространство – появление в жизненном уравнении новых факторов и способности к более разнообразным способам знания. Она детально освещает различные способы поведения, конгруэнтные сменяющим друг друга взглядам на существование, и которые люди, функционирующие на этих различных уровнях существования, считают подходящими. Согласно этой теории коэффициент умственного развития, описываемый традиционными моделями, не изменяется, и лишь до некоторой степени изменяются аспекты множественного интеллекта (смотрите работы Ховарда Гарднера), поскольку они отражают смещающийся фокус внимания. Хотя и наблюдается определённая корреляция с такими факторами, как ригидность, авторитарность и контроль импульсивности, некоторые из них проявляют линейную зависимость, а некоторые, похоже, нарастают и ослабевают в различных системах.

Иными словами, это – скорее количественная, чем качественная иерархия, хотя в системах проявляются оба эти вида. Она описывает расширение мышления и способности к концептуализации, а не значимость или благопристойность человека. Люди не становятся умнее или лучше по мере продвижения через уровни; хотя, конечно же, их взгляды на жизнь и репертуар действий, адекватных каждой данной ситуации, расширяются. Они необязательно достигают более высоких уровней «сознания» в нео-духовном, метафизическом смысле, хотя они действительно становятся более чувствительными к более сложным факторам. И вполне возможно, что они могут прийти к новому, более тонкому пониманию «сознания». Меняются причины определённого образа поведения, а вслед за ними – и само поведение. Однако всё это не обязательно делает человека счастливее или удрученнее, мудрее или глупее, более приспособленным или чувствующим себя «не в своей тарелке»; увеличивается лишь степень их поведенческой свободы, и появляется новое ощущение того, что такое жизнь. (Чтобы узнать, как Д-р Грейвз комментировал идею о том, что ни одна система не является лучше или хуже другой, и всё же существует тенденция движения вдоль Спирали для приспособления к изменениям в нашем человеческом существовании, щёлкните здесь.)

В своих тренингах по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ® мы рассказываем о том, как био-психо-социальные системы формируют континуум, простирающийся вдоль расширяющейся спирали. (Зигзагообразная или раскачивающаяся кривая линия тоже показывает эту спираль довольно наглядно, но трёхмерное изображение выглядит более интригующим.) Термин «био-психо-социальный» отражает убеждённость Грейвза в важности междисциплинарного, многомерного подхода к пониманию природы человека. «Био» указывает на неврологию, химическую жизненную энергию; «Психо» – на такие общеизвестные психические свойства, как темперамент, измеряемые способности и личностные переменные; «Социальный» – на коллективную энергию в групповой динамике и культуру как факторы поведения. Эти три элемента постоянно между собой взаимодействуют внутри грейвзовых уровней. Некоторым сторонникам теории Грейвза представляется уместным добавить ещё один элемент – «духовный», чтобы термин выглядел как «био-психо-социально-духовные» системы, поскольку они рассматривают духовность не как элемент, интегрированный в другие, а скорее как ещё один самостоятельный аспект человеческой природы.

Долгое время эта работа носила название «Теория систем ценностей». Такое название вызывало замешательство, поскольку в умах большинства людей уже сформировано своё ясное определение ценностей. А когда кто-то добавляет к своему пониманию ещё и «мораль», тогда поле ещё больше сужается. В наших же моделях рассматривается то, как люди приходят к своим определениям. Данная теория объясняет, как люди усваивают те или иные ценности, а не что это за ценности. Таким образом, ценности, моральные суждения и стандарты, убеждения и приоритеты можно рассматривать как контенты (от англ. contents – содержимое), или вслед за Ричрдом Докинсом et al – мемы. Грейвзовы уровни в Спиральной модели больше подобны контейнерам (от англ. container – ёмкость для хранения чего-либо); или ещё их называют «цМЕМы» – для обозначения ценностных систем как аттракторов ценностей. Контейнеры накладывают на свои контенты определённые ограничения, хотя верно и обратное – определённым контентам нужны только лишь определённые контейнеры; их невозможно силой затолкать во что угодно. Восемь базовых теоретических контейнеров, описанных ниже в таблице, могут вмещать самые разнообразные контенты. Вопрос в том, как они их удерживают и как на них влияют? Как человек, пользующийся таким(-и) контейнером(-ами), мыслит ту или иную вещь? Как такое содержимое меняет свою форму, оказавшись в контейнере, и как содержимое влияет на контейнер, в котором оно находится?

Что люди ищут в жизни в каждом из миров… (Цели «успешной» жизни)

1 БЕЖЕВЫЙ (A-N) – выживание; размножение; удовлетворение биогенетических потребностей и инстинктивный побуждений; генетическая память
2 ФИОЛЕТОВЫЙ (B-O) – умиротворение царства духов; почитание предков; защита от угроз; семейные узы; уважение к старшим; безопасность племени
3 КРАСНЫЙ (C-P)– сила/власть/действие; самоутверждение с целью доминирования над другими и природой; контроль; чувственное удовольствие; избегание вины
4 СИНИЙ (D-Q)– стабильность/порядок; покорность ради вознаграждения потом; цель; уверенность; Истина; причина для жизни и смерти
5 ОРАНЖЕВЫЙ (E-R) – возможности/успех; соревнование ради достижения; влияние; автономия; освоение природы и господство над ней; понимание себя
6 ЗЕЛЁНЫЙ (F-S) – гармония/любовь; объединение ради совместного роста; осознанность; принадлежность, сопричастность, чувство прочных взаимоотношений; духовность и сознание
7 ЖЁЛТЫЙ (G-T) – независимость/самоценность; «вписывание» в живую самоподдерживающуюся живую систему; постижение; большие вопросы; широкий кругозор, дальняя видимость
8 БИРЮЗОВЫЙ (H-U) ) – глобальное сообщество без эксплуатации; понимание жизненных энергий; выживание жизни на хрупкой Земле


Пусть Вас не смущают наши терминология и профессиональный язык. Сосредоточьтесь на идее эмерджентных уровней психологического существования – последовательности новых миров, включающих в себя то, что было раньше, и появление чего-то нового и неожиданного. Опорные опознавательные знаки в книге «Спиральная Динамика» передаются цветовым языком – бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый, бирюзовый, коралловый и возможные новые цвета. Они отображают нодальные (от англ. nodal – центральный; опорный, основной) состояния – пики на последовательности волнообразных кривых. Между пиками находятся подсистемы, в которых типы мышления, представленные смежными цветами, сливаются. (Грейвз передавал эту идею с помощью буквенных пар; об этом более подробно чуть позже). Их можно представить себе в виде гирлянды, у которой каждая лампочка имеет свой регулятор яркости. Они разгораются и затухают по мере изменения условий. Иногда это происходит в результате сознательного решения, но часто – неосознанно. Чтобы узнать больше о терминологии и переходах, щёлкните здесь.

Например, много деловых людей находятся в переходном состоянии ОРАНЖЕВЫЙ→ЗЕЛЁНЫЙ, стремясь вернуть в свою жизнь духовность и ощущение общности с другими людьми. Для некоторых релятивистский, социоцентрический ЗЕЛЁНЫЙ становится ярче, а ОРАНЖЕВЫЙ тускнеет; иные вернулись назад в СИНИЙ в попытке достичь такого же ощущения цели и духовной наполненности. Некоторые политики в развивающихся странах находятся в СИНЕ→ОРАНЖЕВОЙ части спектра, пытаясь продвинуть экономическую жизнь от структурированной, централизованно контролируемой бюрократии/теократии вперёд к предпринимательству и свободным рынкам: постепенное смещение яркости от СИНЕГО к ОРАНЖЕВОМУ.

Многие общественные активисты и защитники окружающей среды живут в ОРАНЖЕВО→ЗЕЛЁНО→ЖЁЛТОЙ зоне, стремясь достичь положительных, устойчивых результатов общечеловеческого масштаба посредством взаимодействия, вовлечённости, целенаправленного образовательного процесса. Некоторые развивающиеся регионы всё еще находятся в ФИОЛЕТОВО→КРАСНОМ переходном состоянии, где древние племенные устои пытаются оказать сопротивление хорошо вооруженным диктаторам. Другие находятся в КРАСНО→СИНЕЙ зоне, где центральная власть пытается подавить раскольнические этнические столкновения, а феодальным монархиям приходится противостоять наступлению доктринёрских убеждений. Возникают горячие точки – там, где волна корпоративных интересов ОРАНЖЕВОЙ зоны, слившаяся с государственной властью, корпоратократией, обрушивает на коренное население ФИОЛЕТОВО→СИНЕГО диапазона идеи и планы прогресса и развития, несовместимые, однако, с местными реалиями, эксплуататорские по отношению к менее сложным культурам, языкам, знаниям, к окружающей среде, и ведущие, в конечном счете, к их разрушению. Наивные спасатели, новички в ЗЕЛЁНОЙ зоне, иногда романтизируют всё примитивное и нефункциональное, замедляя тем самым естественный ход его развития; эксплуататоры же из ОРАНЖЕВОЙ зоны стремятся переделать его на собственный лад, а миссионеры из СИНИХ структур – обратить в какой-нибудь свой излюбленный «-изм». ЖЁЛТОЕ мышление начинает пристально анализировать все эти человеческие процессы как части интегрированной спирали, где на карту поставлено выживание жизни на планете, а БИРЮЗОВЫЙ живёт поиском решений глобального, холистического масштаба. Следующая зона, КОРАЛЛОВАЯ, возможно, воплотит эти решения в жизнь, но пока это всё в будущем.

Циклический аспект теории Грейвза обозначается двумя группами цветов. Группа тёплых цветов (бежевый, красный, оранжевый, жёлтый, и.д.) описывает способ жизни, которому свойственно самовыражение с фокусом на внешнем мире и том, как им овладеть (с внутренним, я-ориентированным локусом контроля); именно выразительные возможности человека отличают один уровень от другого. Способ жизни прохладных цветов (фиолетовый, синий, зелёный, бирюзовый, и т.д.) – самопожертвование с фокусом на внутреннем мире и том, как добиться стабильности и примирения с ним (с внешним, мы-ориентированным локусом контроля). Спираль раскручивается между чередой полюсов индивидуальных «я» и коллективных «мы», вращаясь между прохладными групповыми системами самоотрицания и тёплыми индивидуалистическими системами самовыражения. Мы как индивидуумы в большинстве случаев представляем собой смешение обоих полюсов, часто живя в переходных состояниях, и иногда – обустроившись преимущественно в одной или другой цветовой группе. Такое широкое колебание от индивидуализма к коллективизму и обратно заслуживает специального упоминания и в отношении обществ, движущихся во времени, культуры которых приспосабливаются к изменениям условий жизни.

Спиральная/грейвзова модель не является типологией для деления людей на восемь застывших категорий. Эти категории – это способы мыслить какую-либо вещь; в они содержатся в умах людей разных пропорциях, протекают через них, нарастая и затихая; это не виды человеческих существ. Вопрос не в том, как обращаться с человеком на определённом уровне, а в том, как обращаться с типом мышления на данном уровне, когда он активизируется в данном человеке определённым образом. В то время как большинство из нас оперируют цветовыми комбинациями и слияниями, один или два цвета всё же являются доминирующими.

Восемь уровней и четырнадцать находящихся между ними переходных состояний – это только видимые признаки работы гораздо более глубоких сил. Спираль состоит из двух винтовых линий. В спиральной диаграмме вверху (и внизу) буквами алфавита слева обозначены Условия Жизни – восприятие того, «что такое реальный мир», и определённый набор Экзистенциальных Проблем – на каждом из уровней. Эти глубинные энергии зарождаются в результате взаимодействия двух элементов: (а) Условий Жизни, с которыми сталкивается индивид или группа, и (б) возможностей мозга/ума, доступных для того, чтобы справляться с этими условиями. Таким образом, термин «био-психо-социальный» обозначает подвижное слияние биологической природы человека, особенностей его психики как результата жизненного опыта и обретённых знаний, а также его социологии – группового взаимодействия в мире. Экзистенциальные проблемы (жизненные условия) активируют неврологические возможности (копинг-системы), а возникшая комбинация – это и есть Уровень Существования (УС – у Грейвза, цМЕМ – в книгах о Спиральной Динамике).

Данная точка зрения утверждает, что человеческая натура – это как то, что дано ему от природы, врождённое, так и результат влияния окружения, приобретённое – генетическое наследие и нейронные системы, взаимодействующие с переживаниями, возникающими у человека в результате пребывания живым в окружающей его среде. Именно это взаимодействие внутренних мозговых/умственных систем и модулей с внешними условиями существования, служащее энергетическим источником возникновения и раскручивания Спирали, является центральным положением в грейвзовой теории. Это также объясняет, почему СД модель является эмерджентной последовательностью, а не лестницей развития, ступеньки которой закреплены хронологически; движение в ней не является обязательным, нет предсказуемой временной линии, на которой оно может произойти – есть только последовательность возможностей.

Следующие таблицы иллюстрируют цвета и буквенные пары – AN, BO, CP, DQ, ER, FS, GT, HU, и IV, последняя система из всех обнаруженных на сегодняшний день. Эти системы можно представить скорее как последовательность из шести базовых повторяющихся тем, чем как континуум из восьми тем плюс возможные новые. Этот аспект гипотезы Д-ра Грейвза пока не подтверждён, но является весьма любопытным для рассмотрения и активно продвигается некоторыми сторонниками грейвзовой теории.  Так, отрезок от AN до FS представляет первый пробег – Первый Ярус систем мышления. Грейвз назвал его Прожиточными Уровнями, так как их внимание сосредоточено на относительно базовых человеческих потребностях. Первое повторение – Второй Ярус – представлен буквами со штрихом; таким образом, имеем пары A'N', B'O', C'P', и т.д. Их он назвал Бытийными Уровнями, поскольку потребности в средствах к существованию берутся под контроль и становятся элементом более высокой системы потребностей в качестве существования. Буквы означают схожесть базовых системам, а штрихи – дополнительный активированный набор нейронных возможностей. Зазор между первым и вторым ярусами, похоже, гораздо ỳже, чем говорят, если он вообще существует.

Первая буква в каждой паре представляет проблемы существования – условия жизни, стимулирующие определённый вид мышления для их разрешения. Вторая пара представляет возможности мозга/ума – нейробиологическое оснащение и образ мыслей, необходимые для того, чтобы иметь дело с этой реальностью. Комбинации букв, представленные цветами, символизируют их взаимодействие, когда буквы правильно выстроены относительно друг друга.

Опознавательные приметы Условий Жизни (A, B, C, ... I, и т.д.) в мире...

1 БЕЖЕВЫЙ A – Природное состояние биологических потребностей и побуждений; физические ощущения диктуют состояние бытия.
2 ФИОЛЕТОВЫЙ B – Полный угроз, загадочных сил и духов, которых нужно умилостивить и умиротворить.
3 КРАСНЫЙ C – Подобный джунглям, где грубый и сильный доминирует, слабый прислуживает; природа – враг, которого нужно победить.
4 СИНИЙ D – Контролируется Высшей Силой, которая наказывает зло и в конце вознаграждает за добрые дела и благочестивую жизнь.
5 ОРАНЖЕВЫЙ E – Мир полон ресурсов для развития, улучшения и достижения процветания.
6 ЗЕЛЁНЫЙ F – Среда обитания, в которой человечество может найти любовь и цель, объединяясь и делясь.
7 ЖЁЛТЫЙ G – Хаотичный организм, где изменение является нормой, а неопределённость – приемлемым состоянием бытия.
8 БИРЮЗОВЫЙ H – Тонко сбалансированная система взаимосвязанных сил, находящаяся в опасности от рук самого человека; хаордический.*
9 КОРАЛЛОВЫЙ I – Слишком рано судить, но должна соблюдаться тенденция к «я»-ориентации, контролированию, консолидации, если закономерность сохранится.

* хаордический: от англ. chaordic (о системе, организации, естественном процессе) — управляемый или соединяющий в себе как элементы хаоса, так и порядка. Этимология: сочетание CHAOTIC (хаотический)+ORDER (порядок).

Отличительные приспособительные средства и неврология, активируемые таким миром
(N, O, P, ...U, и т.д.)

БЕЖЕВЫЙ N – Инстинктивный: управляется природными инстинктами и рефлексами; автоматическое существование.
ФИОЛЕТОВЫЙ O – Анимистический: согласно традициям или ритуалам группы; племенной; анимистический.
КРАСНЫЙ P – Эгоцентричный: самоутверждение ради доминирования, завоевания и власти; эксплуатирующий; эгоцентричный.
СИНИЙ Q – Абсолютистский: соблюдать правила и послушно выполнять указания более высокого авторитета; конформный; чувство вины.
ОРАНЖЕВЫЙ E – Многосторонний: прагматично добиваться результатов и продвигаться вперед; проверять различные возможности; маневренность и манипулирование.
ЗЕЛЁНЫЙ S – Релятивистскийотвечать на человеческие нужды; аффилиативный; ситуативный; стремящийся достичь консенсуса; подвижный, изменчивый.
ЖЁЛТЫЙ T – Системный: функциональный; интегративный; взаимозависимый; экзистенциальный; гибкий; вопрошающий; контекстуальный.
БИРЮЗОВЫЙ U – Холистичный: сострадательный, эмпирический; коллективное сознание; совместная энеогия; взаимосвязанный.

Обратите внимание на то, что буквы не сцеплены друг с другом. Они могут смещаться и, до некоторой степени, могут быть смещёнными относительно друг друга. Так, возможно, что человек живёт в мире уровня E, но имеет доступ лишь к средствам решения жизненных проблем уровня Q; временами будет казаться, что мир — за пределами понимания такого человека; например, правительственный бюрократ старой закалки, внезапно оказавшийся в приватизированном агентстве, эффективность которого измеряется только конечной прибылью. Некоторые вещи более сложных уровней не будут «регистрироваться» в сознании такого человека, и адаптация к этому уровню может вызывать сильный стресс, а подчас и оказаться невозможной. Некоторые люди могут приспособиться к более сложным способам функционирования; для других это непосильная задача.

Другой человек может иметь способности уровня T (или N'), но работать в условиях системы поощрения сотрудников, характерной для уровней D или E, где потенциал такого работника часто не используется в полной мере. Подобная система управления вызывает у него чувство разочарования, выглядит отсталой и уделяющей много внимания вторичным, узким проблемам. Примерами могут служить, скажем, ИТ профессионал, работающий в компании, где пунктуальность и соответствие дресс-коду имеют большее значение, нежели компетентность или творческий потенциал, или ученик, которого «ставят на своё место» за то, что задаёт много вопросов учителям, чьи подходы сильно отстают от более сложных уровней мышления. Организация поступит разумно, если «подгонит» свою систему управления под такого человека, а школа найдёт подходящее сочетание ученика, учителя и метода. В противном случае организация потеряет умственно-мозговую мощь и заинтересованность такого работника, так как он уйдёт куда-либо искать себе лучшее применение. Поставить подходящего человека на подходящее рабочее место с подходящими материалами в подходящее время в подходящих системах и структурах — вот в чём суть СД. Последующая важная задача – коммуникация, развитие, мотивация и управление этими людьми в соответствии с тем, какие они сейчас, и готовить систему к тому, какими они станут в будущем.

Поразмыслите над следующими идеями, чтобы понять, о чём идёт речь в учебных программах по СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ®...

Спираль – это модель и концептуальный каркас для объяснения того, как люди думают о различных вещах, а не вещей, о которых люди думают. Она представляет собой ёмкости, придающие мировоззрениям форму, а не наполнение (верования, ценности, и т.д.).

Не существует прямой связи с интеллектом, полом, возрастом, этнической принадлежностью или другими демографическими данными за исключением тех случаев, когда эти переменные влияют на мир, непосредственно окружающий человека.

Ни один уровень по своей сути не есть хуже или лучше любого другого. И всё же их размах растёт, так как каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие.

Данная теория является иерархической в смысле концептуального пространства (т.е. включения всё большего количества факторов и способов понимания), но не интеллекта в общепринятом смысле этого слова.

Общей тенденцией является продвижение по спирали вверх, потому что мышление в более сложных системах обеспечивает бóльшую степень свободы действий в соответствии с текущей ситуацией за счёт более полного использования наличного умственно-мозгового потенциала.

Обычно человек не заперт на каком-то одном уровне. Системы Грейвза – это способы различного понимания вещей, а не типологизация людей, и, следовательно, несколько уровней могут сосуществовать.

Системы редко дискретны и часто встречаются в том или ином сочетании, хотя часто одна из систем доминирует над другими.

Отдельные люди и организации могут демонстрировать либо подходы, относящиеся преимущественно к индивидуалистическим тёплым цветам, либо мировоззрения, свойственные главным образом коллективным, прохладным цветам.

Системы Грейвза не исчезают; они включаются в состав более сложных уровней и при соответствующих жизненных условиях могут подниматься на поверхность.

Будьте осторожны: не пытайтесь упрощённо понять сложные вещи. У "эмерджентной, циклической двуспиральной модели развития зрелых био-психо-социальных систем" доктора Клэра Грейвза много последователей, обучающих ей каждый на свой лад, но сама теория намного сложней многих излагаемых версий.

Будьте осторожны: не перегружайте теорию неуместными усложнениями. Эта модель изящна сама по себе; но её иногда облекают в детали, которые мало проясняют суть и только ещё больше сбивают с толку.

Люди могут рассуждать о более сложных уровнях, будучи фактически неспособными операционализировать описываемые способы мышления и бытия. Подмечайте «стреч»-версии систем*, которые красиво говорят об уровнях, но не живут мировоззрениями этих уровней.

Люди могут переключаться с одного способа мышления на другой, чтобы адаптироваться к условиям текущей ситуации, и совершенно по-разному функционировать в условиях давления или стресса.

Между системами существуют фазы входа и выхода – именно в них сосредоточено наибольшее количество энергии; чистые цвета – это всего лишь теоретические пики волн.

Люди ценят разные вещи потому, что они думают по-разному. А думают они по-разному потому, что комбинации систем мышления (цМЕМы), существующие в био-психо-социальных комплексах, различны.

Мемы и цМЕМы – это не одно и то же. Мемы – это идеи, контенты, которые копируются и имитируются. цМЕМы – это уровни, контейнеры для мемов.

Различные организации – компании, школы, неправительственные организации и правительства – занимают различное положение на Спирали, и им необходимо разрабатывать такие стратегии управления, которые соответствовали бы работающим в них людям, их видению будущего и выполняемой ими работе.

Менеджерам необходимо разрабатывать последовательные, системные подходы ко всем аспектам организационного цикла – найму, отбору, назначению, обучению персонала, внутреннему управлению, внешнему маркетингу – для достижения согласованности, синергии и интеграции.

Организации должны строиться как по принципу "сверху вниз", так и "снизу вверх", чтобы связать воедино функции, интеллектуальный потенциал и структуры принятия решений, которые потребуются в решении последующих, более сложных задач.

Успешные организации рискуют потерпеть неудачу, если будут продолжать управлять людьми теми же способами, которые ранее привели их к успеху.

Многими людьми сегодня необходимо управлять иначе, поскольку они продвинулись вверх по Спирали быстрее и дальше своих начальников, учителей и даже родителей.

Усилия в области маркетинга, стратегического планирования и администрирования часто оказываются тщетными, поскольку их авторы смотрят в зеркало и думают, что целевые аудитории и культуры, благосклонность которых они пытаются завоевать, находятся в тех же системах ценностей, что и они сами.

Вопрос не в том, «Как вы мотивируете людей?», а в том, как вы соотносите свои действия с их естественными мотивационными предпочтениями. Человек имеет право быть тем, кем он является.

Проблемы, связанные с производительностью, качеством, политической нестабильностью и реструктуризацией являются признаком роста, а не упадка, что побуждает нас находить инновационные способы управления людьми, учитывающие то, кем теперь эти люди стали.

Поскольку разные люди учатся по-разному у разных типов учителей, задачей образования является такой подбор учеников, учителей, учебных ситуаций и технологий, который будет нацелен на совместимость, эффективность и подвижность.

Одновременная работа со всей Спиралью – большой вызов всем нам; самым лёгким и естественным он будет для людей Второго Яруса мышления (жёлтый и выше).

Передний ряд представителей вида Homo sapiens в настоящий момент находится на линии перехода между первыми шестью Прожиточными Уровнями и следующим за ними новым набором человеческих экзистенциальных состояний – Бытийных Уровней. Время, в котором мы сейчас живём – это время как огромных рисков, так и новых возможностей; это время зарождения как новых способов мышления, так и воистину новых типов людей.

* От англ. «to stretch» – растягивать, удлинять; в переносном смысле – допускать натяжки, преувеличивать.

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА® является торговой маркой, принадлежащей NVCC.       © Авторское право NVC Консалтинг 2000-2006. Все права защищены.
О СД | СД в действии | О NVC Консалтинг | Обучение | Ресурсы | ЧВЗ | Информбюллетень