Ресурсы > Рецензии

«Королева», великое кинематографическое произведение Стивена Фрирза с Хелен Миррен в роли Её Королевского Высочества Королевы Елизаветы II. Майкл Шин исполняет обходительного Тони Блэра с его политической проницательностью и острым чутьём к народным умонастроениям. Бóльшая часть фильма посвящена событиям одной недели – спровоцированной папарацци фатальной автокатастрофе, приведшей к гибели принцессы Дианы, и последствиям случившейся трагедии. Фильм – истинное наслаждение для взора, а королева в исполнении Миррен – воплощение безмолвных эмоций, человек, которым руководит долг и ясное понимание обязанностей и традиции. Наблюдая то за формальным миром Тони Блэра и ему подобных, то за картинами того, какой может быть королевская домашняя жизнь, мы видим, как «Величайшее поколение» бросает вызов современности, и более снисходительно воспринимаем популизм и желание, чтобы тебя любили и как простого человека, и как монарха. И хотя поверхностное и слишком великодушное изображаение Тони Блэра Майклом Шином вызовет, возможно, у наёмных пиарщиков имперского премьер-министра одобрение, «Королева» – замечательная работа.  

«С Богом на нашей стороне: Джорж У. Буш и подъём религиозных правых», фильм Кальвина Скагса, Давида Ван Тейлора и Али Померой, киностудия Лумьер Продакшинз. Анализ того, как доктрины евангелических церквей повлияли на американскую политику в конце ХХ столетия. Этот документальный фильм исследует подъём религиозных правых и их неуклонно растущее влияние на культуру. Не будучи новым движением, евангелисты, однако, хорошо организовались и распространили свою власть на местные органы управления вверх до самого Овального кабинета. Главная слабость этого анализа – отсутствие изучения настойчивых, стратегических усилий простых людей в маленьких городах на протяжении четверти века по завоеванию влияния сначала в муниципалитетах и школьных комитетах, а потом – и на государственном уровне.

«ЭНРОН: самые умные парни в комнате», документальный фильм Алекса Гибней по книге Бетани Маклина и Питера Элкинда «Самые умные парни в комнате: ошеломительный взлёт и скандальное падение Энрона». Это удивительный анализ того, как новоиспечённый мем, прикреплённый к прочно укоренившемуся цМЕМу с его приватизационной манией, сколотил кому-то состояния и разрушил чьи-то жизни. Обзор и комментарии.

«Бесконечное разнообразие самых прекрасных форм: новая наука Эво-дево» Шона Кэрролла. Изд-во Нортон, Нью-Йорк, 2005. Замечательное путешествие в эволюционную биологию развития и то, как живые системы сначала образуются из общих элементов, а затем видоизменяются с помощью кодов и переключателей. Усиливает грейвзово понятие базовых тем, которые могут быть выражены огромным количеством разных способов. Дополнительные комментарии, помещённые для СД группы на Yahoo!


«Эмоции без тайн: узнавание лиц и чувств для улучшения коммуникации и эмоциональной жизни» Пола Экмана. Изд-во Аул Букс, Нью-Йорк, 2003. Название говорит само за себя. Экман, авторитет в области невербальной коммуникации, (с помощью своей очень экспрессивной дочери) иллюстрирует, как мы проявляем свои эмоции, и что это может означать.

«Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают» Джареда Даймонда. Изд-во Вайкинг, 2004. Географ Даймонд является также автором книги «Ружья, микробы и сталь». Прочесть обязательно. 

Shadowback – программное обеспечение для автоматического создания резервных копий машиных файлов различных средств электронной информации, доступное от Warm and Fuzzy Logic.

«Первое лицо: новое средство информации как рассказ, представление и игра» под редакцией Ноаха Уардип-Фруина и Пэт Харрингтон. Изд-во Эм-Ай-Ти Пресс, Кеймбридж, 2004. Эссе, исследующие глубину «компьютерных игр» как рассказа, литературы и виртуальных сфер в эволюции кремниевого пространства. Части книги: Кибердрама, Игрология (или Людология), Критическая имитация, Теории Игр, Гипертекст и интерактивы, Пиксель/Линия, За пределами чата и Новые чтения.

«От восхода до заката: 1500 до настоящего» Жака Барзуна. Изд-во ХарперКоллинз, 2000. (Перенниал пейпербэк, 2001.) Эклектический шедевр интеллектуального исследования пятисотлетней истории Запада – течений, сил и идей, формирющих настоящее – учёного среди учёных.

«Объяснённое сумасшествие: психоз и человеческая природа» Ричарда П. Бенталля. Изд-во Пенгуин, Лондон, 2004. Исследует психопатологию – «сумасшествие» – скорее как аспект человеческой природы, даже адаптивный механизм, имеющий логику, чем просто сломанный мозг или химические ошибки. Помогает вырваться из клинических ловушек и увидеть альтернативные подходы к глубинным различиям.

«Деррида», фильм Эйми Зиринг Кофман и Кирби Дика.
«Джеки… твои ключи у тебя?» – окликнула его из кухни женщина. Мужчина с копной седых волос суетливо бросился с веранды к парадной двери, по пути прихватив с собой кожаный портфель, и умчался на работу к своей съёмочной команде. Она, жена, – уважаемый психоаналитик. Он, погружённый в свои мысли человек, чья миссия – бросать вызов данностям реальности, – Жак Деррида.

Так началось кинематографическое путешествие в личный мир философа, на протяжении полувека подвергавшего деконструкции метафизику и вносившего смятение в мир, стремящийся к простым ответам и быстрым решениям проблем. Поиск истины, а не полагание на внешние авторитеты или окончательные, неопровержимые, предопределённые факты, придаёт силы и уверенность, но также и накладывает огромную ответственность. Намерения философа – подвергать деконструкции с тем, чтобы созидать – лучше, более всеобъемлюще, осознавая взаимодействие множества сложных составляющих.

Авторы фильма Эйми Зиринг Кофман и Кирби Дик сопровождали Деррида во Франции, США и Южной Африке, записывая его действия и реакции. Из сотни часов видеозаписей они скомпилировали портрет, совмещающий разговоры, лекции и повествовательные отрывки из сочинений Деррида. Он всё время боролся против своего отделения от контекста, допуская «записывающие устройства» на свои занятия и побуждая кинематографистов изображать его мир весь целиком, несмотря на их попытки оставаться отстранёнными. Хотя это и не отмечено в списке участников, голос диктора принадлежит Зиринг Кофман, но не потому, что он замечательно звучит, или потому что они не смогли найти артиста с узнаваемым голосом, а для того, чтобы глубже исследовать неизбежное взаимодействие между создателями фильма и главным персонажем.

В одном забавном эпизоде съёмочная команда следует за Деррида и его женой на ужин к одной живущей в Париже супружеской чете. Всё выглядит нормально, пока хозяйка не приносит из кухни девять бокалов для шампанского: четыре – для ужинающих, и пять – для съёмочной команды, которую хозяева не захотели игнорировать. Значительная часть отснятого в тот вечер материала была вырезана, потому что оператор всё время неосознанно кивал головой «да» или «нет» в ответ на гостеприимные предложения что-нибудь съесть или выпить.

Зритель присоединяется к нему дома, в учебной аудитории, в компании с друзьями и в создании второго архива Деррида в Калифорнийском университете в Ирвине. Вид того, как учёный смотрит на серые коробки со своими словами, занимающие целую библиотечную полку – картина, которая для многих означала бы конец карьеры, – вызывает разную реакцию. В частности одно слово, «дифферанс» (фр. différance), термин, придуманный для того, чтобы показать, что знак различает и в то же время отстрочивает, откладывет во времени это различение, стал причиной забавной, описанной одним из коллег анекдотической ситуации, возникшей на вечеринке, посвящённой празднованию включения этого слова в научный словарь. Пожилая мать Деррида, присутствовавшая на этом мероприятии, подвергла сына беспощадной критике за написание такого простого французского слова через букву «a» вместо «e».

Фильм не так уж много говорит о деконструкционизме; была цель его просто показать. Снятый Эйми Зиринг Кофман и Кирби Дик, этот фильм является подробным и личным портретом Жака Деррида – личным настолько, насколько он это позволил.

Если «Деррида» будет идти на каком-нибудь фестивале или в университете неподалёку, настоятельно рекомендуем посмотреть. Зайдите на www.derridathemovie.com за дополнительной информацией.

«Банды Нью-Йорка», фильм Мартина Скорсесе. Хотя местами и слабый по части сценария и актёрского состава, с обилием крови, это всё же «большое кино», визуальный пир, превращающий убогость в танец. С точки зрения СД одна сцена – особо выдающаяся: монолог, который Билл «Мясник» Каттинг (Дэниел Дэй-Льюис) произносит для Амстердама Валлона (Леонардо Ди Каприо). Закутанный в американский флаг, Билл, лидер банды нативистов, воюющих с ирландскими иммигрантами, покачиваясь в кресле-качалке, описывает Амстердаму, лежащему в постели с бывшей любовницей «Мясника», Дженни Эвердин (неуместная в этом фильме Камерон Диас), С-Р (Красный). Жизнь для него – это почёт, сила, статус героя, доминирование, страх и уважение. Великий момент.

«Деструктивные эмоции: как нам с ними справиться?», научный диалог с Далай Ламой, пересказанный Даниэлем Големаном (автором «Эмоционального интеллекта»). Одна сторона медали.

«Чистый лист: современное отрицание человеческой природы» Стивена Пинкера (настоятельно рекомендуем)

«Земля без зла» Мэтью Палламари

«Магия метафоры» Ника Оуэна

Комментарии к заметкам с Международного кинофестиваля в Санта Барбаре, 2001

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА® является торговой маркой, принадлежащей NVCC.      © Авторское право NVC Консалтинг 2000-2006. Все права защищены.
О СД | СД в действии | О NVC Консалтинг | Обучение | Ресурсы | ЧВЗ | Информбюллетень